Применение стандартов

Опубликовано: 25 Апрель 2016
Просмотров: 2263

Цель об отмене до конца 2015 года межгосударственных стандартов, разработанных до 1992 года (далее - ГОСТ), определенна Программой деятельности Кабинета Министров Украины, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 09.12.2014 № 695 и одобренной постановлением Верховной Рады Украины от 11.12.2014 № 26 -VIII (далее - Программа).

С целью снижения рисков для субъектов хозяйствования Минэкономразвития было предложено проработать вопросы:

  • отмена ГОСТов, которые потеряли актуальность;
  • разработка национальных нормативных документов (стандартов, кодексов установившейся практики (далее - национальные стандарты) на замену соответствующих ГОСТов;
  • разработки стандартов, кодексов установившейся практики, технических условий (далее - стандарты) предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих стандартизацию (далее - предприятие), если предприятия применяют положения этих ГОСТ.

Соответствующая информация 27.03.2015 размещена на веб-сайте государственного предприятия "Украинский научно-исследовательский и учебный центр проблем стандартизации, сертификации и качества" (далее - ГП "УкрНДНЦ"), которое выполняет функции национального органа стандартизации (распоряжение Кабинета Министров Украины от 26.11. 2014 № 1163-р "Об определении государственного предприятия, которое выполняет функции национального органа стандартизации»).

Во исполнение Программы ГП "УкрНДНЦ" в течение 2015 отменил все действующие в Украине ГОСТы (с определенными датами отмены, в частности с 2016, 2017, 2018 и 2019). Соответствующая информация размещена на веб-сайте ГП "УкрНДНЦ".

Минэкономразвития и ГП "УкрНДНЦ" поступают вопросы от производителей по условиям применения стандартов, в том числе ГОСТ, которые отменены. Ниже приводим вопрос, с которым наиболее часто обращались производители и предоставляем разъяснения на них.

Можно ли производителям пользоваться отмененными ГОСТами?

С целью предоставления ответа на этот вопрос, сначала необходимо осветить некоторые аспекты, предусмотренные законодательством в сфере стандартизации.

Законом Украины от 05.06.2014 № 1315-VII "О стандартизации" (далее - Закон), который вступил в силу 03.01.2015 года, в национальное законодательство Украины как государства-члена Всемирной торговой организации (далее - ВТО) реализованы положения Соглашения ВТО о технических барьеры в торговле, в частности Кодекса добросовестной практики по разработке, принятию и применению стандартов и внедрены международные и европейские принципы стандартизации.

Прежде всего это касается принципа добровольного применения национальных стандартов, который изложен в пункте 4 части второй статьи 4 и части первой статьи 23 Закона, в которых указано, что национальные стандарты применяются на добровольной основе, кроме случаев, если обязательность их применения установлена нормативно-правовыми актами.

В соответствии с частями первой и второй статьи 23 Закона национальные стандарты применяются непосредственно или путем ссылки на них в других документах.

Законодательством предусмотрено, что после принятия национальным органом стандартизации проекта национального стандарта, который разработан в соответствии с установленными процедурами, он становится национальным стандартом, который применяется непосредственно или путем ссылки на него в других документах.

Если ГОСТ отменен национальным органом стандартизации - он уже не имеет статуса нормативного документа, а представляет собой обычный "текст".

Но следует учитывать и то, что стандарт устанавливает для общего и многократного использования правила, инструкции или характеристики о деятельности или ее результатов, и направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной сфере.

То есть при условии добровольности применения стандарта, но с целью иметь любые инструкцию, правила и т.д., при упорядочивании деятельности в той или иной сфере, может применяться не действующий ГОСТ (государственный стандарт), если на него не предполагается делать ссылки в соответствующей сфере деятельности.

При этом следует отметить, что пунктом 2 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Закона определено, что межгосударственные стандарты (ГОСТ), которые действовали на момент вступления в силу Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года, применяются в качестве национальных стандартов к их замены на национальные стандарты или отмены в Украине.

Учитывая вышесказанное, можно сказать, что производители могут применять отмененные ГОСТ для своей хозяйственной деятельности и для своих профессиональных потребностей как обычные инструкции, правила и т.д., но не могут делать ссылки на следующие ГОСТ, потому что они не действуют и не признанные национальными органом стандартизации.

В то же время, производитель должен осознавать преимущества применения действующего национального стандарта, разработанный соответствующим техническим комитетом стандартизации с соблюдением процедур стандартизации, который отвечает законодательству, к которому вовремя внесены изменения, который адаптирован к современным достижениям науки и техники, требованиям международных, региональных стандартов и способствует повышению конкурентоспособности продукции.

Что делать, если требования принятых взамен ГОСТ стандартов ниже, чем были в отмененном? Стоит снижать качество?

ДСТУ 1.1: 2015 (ISO / IEC Guide 2: 2004, MOD) «Национальная стандартизация. Стандартизация и смежные виды деятельности. Словарь терминов» определяет термин «требование» , как положение, содержащее критерии, которые нужно соблюдать.

Статьей 4 Закона определяются цель и принципы государственной политики в сфере стандартизации, из которых можно подчеркни такие как: обеспечение рационального производства путем применения признанных правил, установок, процедур и принципов адаптации национальных стандартов к современным достижениям науки и техники, содействие внедрению инноваций и повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей.

В части первой статьи 22 Закона изложены положения, касающиеся проверки национальных стандартов, которая должно делаться с целью определения соответствуют национальные стандарты законодательству, потребностям производителей и потребителей, уровню развития науки и техники, интересам государства, требованиям международных, региональных стандартов и дальнейшего их просмотра в случае установленных несоответствий.

Подпунктом 6.12.5 ДСТУ 1.2: 2015 «Национальная стандартизация. Правила проведения работ по национальной стандартизации» предусмотрено, что изменения, которые вносятся в национальный стандарт, не должны ухудшать показатели производимой продукции согласно этого национального стандарта.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что снижение требований противоречит принципам и целям стандартизации, которые в общем случае направлены на обеспечение повышения конкурентоспособности продукции.

Итак, стандарты разрабатываются на основе практического опыта и накопленных обществом знаний и при правильном их применении становятся одним из лучших средств регулирования производства и повышение его эффективности.

Если по каким-либо причинам, технический комитет стандартизации на основе консенсуса принял решение о снижении требований в определенном национальном стандарте по сравнению с требованиями, которые действовали ранее, предприятие, применяет этот национальный стандарт в своей деятельности и может выполнить требования более жестко, чем определенная национальным стандартом.

Если требование касается качества, конечно, не нужно снижать свои возможности, а наоборот использовать свои преимущества при продвижении продукции на рынке и применять также другие элементы конкурентной борьбы.

Какой из стандартов считать обязательным?

Прежде всего следует рассмотреть вопрос, касающийся уровней стандартизации, определенных Законом. То есть Законом установлено два уровня стандартизации в зависимости от уровня субъекта стандартизации, принимает стандарты: национальные стандарты, принятые национальными органом стандартизации и стандарты, принятые предприятиями.

Статьей 23 Закона определено, что национальные стандарты применяются на добровольной основе, кроме случаев, если обязательность их применения установлена нормативно-правовыми актами, а частью второй статьи 16 Закона определено, что стандарты, принятые предприятиями, применяемых на добровольной основе.

Если рассматривать вопрос обязательности стандартов в плоскости хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, то в соответствии с частью второй статьи 15 Хозяйственного кодекса Украины применения стандартов или их отдельных положений является обязательным для:

  • субъектов хозяйствования, если обязательность применения стандартов установлено нормативно-правовыми актами;
  • участников сделки (контракта) по разработке, производству или поставки продукции, если в ней (нем) есть ссылка на определенные стандарты;
  • производителя или поставщика продукции, если он составил декларацию о соответствии продукции определенным стандартам или применил обозначение этих стандартов в ее маркировке.

Следует обратить внимание на положения, определенные пунктом 3 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Закона, касающиеся того, что еще 15 лет (со дня вступления в силу Закона) будут действовать отраслевые нормативные документы (стандарты, кодексы установившейся практики и технические условия, принятые центральными органами исполнительной власти до вступления в силу настоящего Закона, а также отраслевые стандарты (ГОСТ) и приравненные к ним другие нормативные документы бывшего Союза Советских Социалистических Республик, отраслевые стандарты Украины (ГСТУ)).

Отраслевые нормативные документы также применяются на добровольной основе, кроме случаев, если обязательность их применения установлена нормативно-правовыми актами.

С целью обеспечения субъектов хозяйствования информацией относительно обязательных требований, изложенных в стандартах, частью третьей статьи 23 Закона предусмотрено, что национальный орган стандартизации обеспечивает размещение на официальном сайте текстов таких национальных стандартов с бесплатным доступом к ним. В то же время пунктом 3 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Закона предусмотрено, что центральные органы исполнительной власти обеспечивают размещение на официальных сайтах текстов таких отраслевых нормативных документов, а также с бесплатным доступом к ним.

Также следует отметить, что Законом внесены изменения в части первой статьи 15 Закона Украины "О защите прав потребителей", согласно которой исключено обязательную норму, которая касается того, что информация о продукции должна содержать наименование нормативных документов, требованиям которых должна соответствовать отечественная продукция.

Во время применения стандарта, который является обязательным, следует также учесть, что стандарты содержат ссылки на другие стандарты, положения которых составляют вместе сущность этого стандарта и требований таких стандартов следует также соблюдать.

Какими нормативными документами следует пользоваться, если определенный ГОСТ отменен? Что делать, если нет стандарта на замену отмененного ГОСТ?

Как было отмечено выше в разъяснении по первому вопросу, при условии добровольности применения стандарта, но с целью иметь любую инструкцию, правила и т.д., которые упорядочивают деятельность в той или иной сфере, может применяться не действующий стандарт, если на него не предполагается делать ссылки в соответствующей сфере деятельности.

В случае если субъект хозяйствования намерен применить стандарт и использовать его обозначения, а ГОСТ отмененный, необходимо найти замену такому документу.

Для этого можно обратиться в Национальный фонд нормативных документов (ГП «УкрНДНЦ», ул. Святошинская, 2, тел. 450-06-82). Каталог национальных нормативных документов размещены на официальном сайте ГП «УкрНДНЦ). Общее количество национальных стандартов на сегодня составляет 15133 документа.

ГП «УкрНДНЦ» также имеет доступ ко всем международным и европейским стандартам. Международные стандарты можно приобрести в ГП «УкрНДНЦ» или обратиться непосредственно к международным организациям стандартизации. Но здесь нужно обратить внимание на вопрос применения этих стандартов на национальных территориях, и самым быстрым и дешевым способом их применения является принятие международного или европейского стандарта как национального (например, на языке оригинала, или методом перевода).

Также существует фонд отраслевых нормативных документов, информацию о которых можно получить в соответствующих центральных органах исполнительной власти в определенных сферах деятельности.

Пунктом 1 части первой статьи 16 Закона установлено, что предприятия, учреждения и организации имеют право в соответствующих сферах деятельности и с учетом своих хозяйственных и профессиональных потребностей организовывать и выполнять работы по стандартизации, в частности: разрабатывать, принимать, проверять, просматривать и отменять стандарты, кодексы установившейся практики, технические условия и изменения в них, устанавливать процедуру их разработки, принятия, проверки, пересмотра, отмены и применения.

То есть законодательство предусматривает ряд механизмов для получения требуемого стандарта, учитывая то, что использовал право, предоставленное предприятию вышеупомянутой нормой Закона субъект хозяйствования имеет право получить свой собственный документ, разработанный по своим собственным правилам.

Інформація для Вас
ЗВОРОТНІЙ ЗВ'ЯЗОК
Отримайте відповіді на Ваші запитання від одного з працівників нашої служби підтримки клієнтів, заповнивши наведену нижче форму. Також будемо вдячні Вам за будь-які зауваження та пропозиції щодо оптимізації роботи підприємства та його відділів.